РУССКИХ ОБЪЕДИНИТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЪЕЗД
Вопрос об объединении русских людей в
Крыму возник в конце 90-х годов, когда трезвомыслящие русские люди понимали,
что грядет национальная катастрофа и Советский Союз скоро будет развален.
Особенно остро это чувствовалось в Крыму, большинство населения которого
составляли русские люди. Опасаясь национального экстремизма со стороны
возвращающихся крымских татар и западно-украинского национализма, русские
поддержали воссоздание крымской автономии, как возможной гарантии защиты своих
прав. Но этого не произошло. Все мнимые надежды на воссоединение с Россией были
разрушены в середине 90-х годов политическими банкротами из блока «Россия», так
же не состоялась иллюзорная мечта о самостоятельном Крыме. Русские люди оказались
обманутыми, разочарованными и разобщенными.
В начале 90-х годов появляется первые организации,
которые в своем названии употребляют слово «русская». Таковым было «Русское
общество Крыма» Анатолия Лося и «Крымское общество русской культуры» профессора
Владимира Казарина. «русское общество Крыма» запомнилось крымчанам
ожесточенной борьбой с представителями коммунистической партократии.
Второе решало исключительно культурно-гуманитарные проблемы. Никакой
национальной идеологии обе организации не имели. Не было национальной идеологии
и в популярном тогда Республиканском движении Крыма (РДК), лидером которого был
будущий Президент Крыма Юрий Мешков. Мало того, люди, выступающие в защиту
русской национальной идеи, подвергались насмешкам и свои же русские люди из РДК
клеили на них ярлыки «националистов», «шовинистов» и даже «фашистов». В
основном это были те, кто считал себя либеральными демократами и составил ядро
будущего блока «Россия».
Именно поэтому часть членов РДК вышла из
этой организации и объявила о создании Русской партии Крыма, председателем
которой избрали меня. К сожалению, основой идеологии партии стала «российская
идея», разбавленная либеральной демократией. Русская национальная идеология в
тот период только начала формироваться как в самой России, так и на ее бывших
землях, где осталось более двадцати пяти миллионов русских людей, потерявших в
один миг единое Отечество.
Поскольку русская идея, даже не
оформленная в национальную идеологию, обладала большой привлекательностью среди
русских людей, в недрах РДК в противовес Русской партии Крыма зарегистрировали
общественную организацию с названием «Русская община Крыма», которая широко
открыла двери представителям всех национальностей, считающих себя по
менталитету русскими.
Русская партия Крыма, едва успев
зарегистрироваться, вынуждена была включиться в выборную президентскую
кампанию. Ее программой стало проведение референдума и возвращение Крыма в состав
России. РДК, программной целью которого было создание самостоятельного Крыма, было
вынуждено резко поменять свою предвыборную программу и создать популистский
блок «Россия». Благодаря работе региональных организаций и финансовой поддержке
криминальных структур, Юрий Мешков сумел получить доверие и поддержку
большинства русских избирателей Крыма. Несомненным успехом Русской партии Крыма
было то, что ее кандидата поддержало около двухсот тысяч избирателей, и он
получил достойное третье место. Это показало будущий потенциал русской идеологии,
и вынудило многих депутатов из обанкротившегося вскоре блока «Россия» вспомнить
о забытой «Русской общине Крыма», влиться в ее ряды и возглавить с прицелом на
политическое будущее.
В середине 90-х годов, большинство русских
людей в странах СНГ и Балтии, по инициативе Международного Конгресса русских
общин Дмитрия Рогозина, стали создавать «российские» и «русские общины». Не
обошла эта участь и Крым, где появились «Российская» и «Русская» общины
Севастополя, Российская община Крыма «Отечество» и Конгресс русских общин
Крыма, который по предложению Рогозина поручили возглавить мне. Учитывая, что
Русская партия Крыма, как и другие крымские политические партии, была
ликвидирована, вся тяжесть русской политической работы перешла в общественные
организации. И опять же в повестку дня встал вопрос: как объединить русских
людей?
Возникло два пути. Первый – объединить все
русские и пророссийские организации Крыма, второй
путь, который предложил я вместе с товарищами по Русской партии Крыма в 1996
году, создать представительный орган русского самоуправления – национальный
съезд. По первому пути пошли «Русская община Крыма» и «Российская община Севастополя»,
которые провели в Севастополе первый съезд русских и российских общин Крыма и
создали Координационный Совет. Однако внутренние дрязги привели к тому, что
Координационный Совет русских и российских общин Крыма «приватизировали» нечистоплотные
политиканы из Российской общины Крыма «Отечество» и сами же ликвидировали его.
Остатки Совета реанимировались в качестве организации «Русское движение Крыма»,
которая позже стала основой республиканской организации партии «Русский блок».
Второй путь - попытка учреждения Русского
национального съезда. Она также не имела успеха, поскольку в основу его
создания на первом этапе было положено представительство от русских и пророссийских организаций, которые не вошли в вышеназванный
Координационный Совет. Не было регионального представительства, не было
собраний выборщиков, не было финансовой базы, чтобы осуществить эту работу, как
второй этап формирования представительного органа. Удалось провести пять сессий
национального съезда, утвердить основой его работы русскую национальную
идеологию, но после выборов 1998 года деятельность съезда прекратилась.
«Русская община Крыма» и «Российская община Севастополя» от участия в работе
Русского национального съезда отказались, не разделяя наших национальных
взглядов и предвзятого отношения ко мне, как к политику.
Еще одна попытка объединения «русских
организаций» была предпринята накануне выборов 2002 года, когда «Русская община
Крыма», «Русское движение Крыма» и «Конгресс русских общин Крыма» подписали
соглашение о создании неформального предвыборного объединения «Русский блок».
Деятельность его закончилась после того, как руководители стали депутатами
Верховного Совета Крыма. Мало того, наметились серьезные идеологические
разногласия. Мое предложение о создании при Верховном Совете Крыма консультативно-совещательного
органа «Совета представителей русского народа Крыма» не только не получило
поддержки руководителей «Русской общины Крыма» и «Русского движения Крыма», но
и подверглось необоснованной резкой
критике.
К идеологическим разногласиям добавились и
морально-этические, когда я выступил с публичной критикой руководства «Русской
общины Крыма». Получая от Правительства Москвы серьезную финансовую помощь, оно
использовало ее в личных и корыстных целях, забывая о реальной помощи
соотечественникам – русским людям.
Тем не менее, именно меркантильные
интересы в конце 2003 года вынудили противоборствующих руководителей «Русской
общины Крыма» и «Русского движения Крыма» заявить о слиянии в одну организацию.
Никакой национальной идеологии, один политический прагматизм и реклама
«единственной русской организации» в подконтрольной газете «Крымская правда». Мне
была отведена роль «предателя», «платного провокатора» и «агента спецслужб». Об
этом говорилось на собраниях «Русской общины Крыма», печаталось в газетах
«Русский Крым» и «Русский мир», еще более мерзкая грязь распространялась в
заявлениях «Русского блока» по Интернету.
Не отрицаю, что многие мои политические
поступки, которые диктовались искренним стремлением найти любую возможность
защитить права и интересы русских людей, давали моим оппонентам основание
сочинять и распускать различные сплетни. Я живой человек и от ошибок не
застрахован. Но критерием оценки для меня является то, что делает политик и его
организация для людей, какие проблемы он поднимает и как пытается их решить?
Вспомните блок «Россия» и его предвыборные обещания, ни одно из которых не было
реализовано.
Какой толк русским людям от того, что
«Русская община Крыма» и партия «Русский блок» слились с Партией регионов и
Виктором Януковичем и провели около двадцати депутатов
в Верховный Совет Крыма и даже одного в украинский парламент? Каков результат
их политики, даже если они сидят в креслах заместителей председателя крымского
парламента, в президиуме, входят в правительство Крыма? Если раньше, считая
себя «оппозицией», они могли критиковать действующую власть и обозначать
вопросы, связанные хоть частично с правами русских людей, то сегодня они неспособны
сделать и этого. Они оказались связанными партийной «клановой» дисциплиной
Партии регионов и абсолютно забыли, что задача политика реализовывать цели и
задачи, поставленные его организацией – «Русской общиной Крыма».
Не решен вопрос о русском языке в Крыму,
хотя для этого достаточно внести изменения в Конституцию Крыма и утвердить их в
Верховной Раде Украины. Не наблюдается даже попыток это сделать. Продолжается
насильственная украинизация системы образования, и «Русская община Крыма»,
которая курирует эту сферу в парламенте, ничего не может этому противопоставить.
Где русская культура и спорт для русской молодежи, которые также курирует
«Русская община Крыма», где бюджетные средства для поддержки русской культуры,
где программа развития и защиты русской культуры, если министром этой сферы
является представитель «Русской общины Крыма»? Возникает резонный вопрос, для
чего было приходить во власть, провозглашая русскую идею, если практически эту
идею не можешь и не собираешься реализовывать? Если только для дележа оставшейся
собственности и личного обогащения, то для этого не обязательно было называться
«русской организацией».
Но меня сегодня волнует даже не то, что
депутаты от «Русской общины Крыма» демонстрируют «политическую импотенцию»,
есть вопрос более серьезный. Ведь заявив о своем праве на «монополию русской
идеи», руководство этой организации, имея административные и финансовые
возможности, просто обязано стимулировать процесс объединения русских людей в
Крыму, именно как национальной и этнической группы. Попытка согнать людей под
крышу одной организации «Русской общины Крыма» для обслуживания в дальнейшем
украинской олигархической Партии регионов ничем хорошим не закончится. Люди уже
сегодня разочарованы в Партии регионов и ее лидере, и никакие административные
потуги или поиски «оранжевого врага» не остановят процесс катастрофического
падения ее политического авторитета. Что делать русским людям, вокруг кого объединяться
завтра?
Если в «Русской общине Крыма» остались
мыслящие люди, искренне думающие о судьбе русского народа, то они должны понять,
перспективный путь объединения русских людей на полуострове – это создание
русского представительного органа самоуправления, постоянно действующего
национального съезда – Русского учредительного собрания Крыма и его
исполнительного органа – Русской Думы Крыма. Если хотите, «русского Курултая» и
«русского Меджлиса». Попытки объединить русских людей вокруг одной общественной
организации или безликой олигархической партии, положительного результата иметь
не будут. Лозунги «русского языка» и «дружбы с Россией» вместо русской национальной
идеологии при отсутствии их реализации скоро потеряют свою эффективность. Мало
того, от большой организации всегда отпочкуются маленькие, которые провозгласят
себя «русским народным вече» или «союзом русского народа». Завтра таких «русских»
организаций будет больше чем украинских партий, и каждый руководитель будет
считать себя единственным «политиком» способным «объединить русских людей» в Крыму.
Обсуждение проблемы создания русского
национального съезда в Крыму могло бы положить начало широкой дискуссии среди
существующих русских организаций, которая освещалась бы в средствах массовой
информации, организации проведения «круглых столов» и поиску путей консолидации
русского национального сообщества полуострова. Необходимо понять, что в
структуре русского национального съезда, через демократические региональные
собрания выборщиков, найдут свое место все, кто считает себя защитниками
русской и российской идеи и готов практически работать ради своих принципов и
убеждений. В том числе и политические оппоненты, которые могут доказывать свою
правоту не склоками и судами, а открытой полемикой в структурах национального
съезда. Конечно, наивно предполагать, что не будет подводных камней,
идеологических и групповых разногласий, фракций и амбиций отдельных политиков,
противодействия украинской власти. Но если в самом начале работы будут четко
определены идеологические и организационные принципы национального съезда,
негативных моментов можно будет избежать. Если национальный съезд обретет силу
и авторитет, он станет действенным органом самоуправления русских людей в Крыму,
во всех регионах полуострова. Он не только объединит русских людей, но и станет
надежной основой решения всех национально-политических и
социально-экономических проблем в ближайшем будущем.
Сергей ШУВАЙНИКОВ.
Газета «Русский фронт Сергея Шувайникова»,
№ 2 (7), февраль 2007 года.
|