Выступление депутата ВР АРК С.И.ШУВАЙНИКОВА 30 марта 2004 года на внеочередной сессии в связи с татарской резней в симферопольском баре «Коттон» Уважаемые депутаты и приглашенные!
Сегодня нет ни одного жителя Крыма, тем
более из числа славянского и татарского населения, кого бы ни взволновали
события, которые произошли 23 и 24 марта в Симферополе и Бахчисарае.
Крымская организация Славянской партии и
Конгресса русских общин Крыма, представляющие определенную группу политически
активных граждан, в своем заявлении отметили, что «славянское население
автономной республики не может оставаться безучастными свидетелями уголовного беспредела и надругательства над законом со стороны
радикальных экстремистов из числа татарского населения».
Хочу подчеркнуть, что сегодня наступил
тот «момент истины», когда мы, депутаты, представители славянского и татарского
населения Крыма, не можем закрывать глаза на ту цепь событий, которые носят
противоправный и преступный характер и происходят в течение последнего года.
Мы не можем взять на себя функции
правоохранительных органов, прокуратуры или Службы безопасности, тем более, что они подчиняются не крымской власти, а непосредственно
Киеву, и отвечают в первую очередь перед Киевом, а нас только информируют о
проделанной работе. Ничуть не хочу умалить их роль в сложной работе по
предотвращению конфликтных ситуаций и раскрытию совершенных преступлений, но
еще раз хочу подчеркнуть, что вся их
«свобода действий» в рамках закона зачастую оказывается скованной политическими
решениями, которые поступают из Киева. К сожалению, мы наблюдали это
неоднократно за последние пятнадцать лет.
Не сомневаюсь, что правоохранительные
органы, СБУ и прокуратура знают больше, чем доложили сегодня депутатам, но они
не имеют права ответить на все вопросы, поскольку оценку их действиям в таком
случае будем давать не мы, крымские депутаты, а прямое руководство в Киеве.
Кроме того, не надо забывать о том, что есть такое понятие как тайна следствия
и его никто не отменял.
Если бы, крымские депутаты имели хоть
часть тех полномочий, которые имеет Верховная Рада Украины, мы могли бы
сегодня создать собственную следственную
комиссию. И собрав объективную информацию, вынести тот или иной депутатский
вердикт (прошу не путать только с судебным приговором) в форме обращения,
заявления или конкретных требований к тем же правоохранительным органам и прокуратуре.
К сожалению, такого права и полномочий у нас нет. Поэтому те из оппозиционеров,
кто пытается сегодня во всем случившемся обвинить исключительно крымские
власти, глубоко ошибаются. Не в тот огород кидаете камушки, уважаемые господа и
товарищи, и не тех стрелочников ищете, зарабатывая свой политический капитал
среди крымских избирателей.
Любой документ, который мы сегодня примем,
вряд ли будет отличаться от тех заявлений и обращений, которые звучали в
последние дни от партийных и общественных организаций Крыма. Тем не менее,
такой документ необходим, поскольку наши избиратели ждут объективной оценки
последних событий – и задают себе много вопросов, на которые даже мы с вами не
всегда можем ответить.
К примеру, в концепции национальной
безопасности Украины угрозой национальной целостности государства является
такое понятие «сепаратизм». «Российским сепаратизмом» в Крыму сегодня вряд ли
кого из серьезных политиков можно запугать, хотя это пугало до сих пор еще пытаются
использовать политики из «Нашей Украины». А вот о «татарском сепаратизме»,
когда уже многие годы провозглашается и пропагандируется создание «татарской
государственности» в Крыму, как основной цели поставленной «меджлисом» перед
своим народом, почему-то умалчивают и предпочитают не говорить. Как будто эта
тема звучит где-то в космосе, а не на нашей крымской земле и в государстве Украина.
И этот «татарский сепаратизм» очень серьезно волнует и вызывает тревогу у
большинства славянского населения крымской автономии.
Славяне вполне правомочно задают вопрос:
если татарский национальный орган
самоуправления и его активисты, присвоили себе функции власти, и могут
систематически безнаказанно нарушать закон, что будет, если эти политики
получать «татарскую государственность», пусть даже в составе Украины, и чем это
обернется для большинства славянского населения? Сегодня никто славян в
демократию и права человека не верит, поскольку наше общество еще далеко не гражданское
и для таких понятий не созрело. Мы по менталитету остались советские люди,
которые видят справедливость и права человека в равной ответственности всех,
независимо от национальности, перед законом.
Мы задаем вопрос: почему активистам Бахчисарайского меджлиса было дозволено
крушить и уничтожать постройки торгового комплекса на землях Свято-Успенского
православного монастыря? Может быть, они выполняли судебное решение, признающее
данное строение незаконным? Насколько мне известно, такого решения не было.
Зато судебные решения о сносе построек на самовольно захваченных землях Южнобережья, никто из активистов региональных меджлисов выполнять
не собирается. А когда бригада строителей в Симеизе
попытались сделать это, тут же началась акция протеста, которая закончилась
преступлением – избиением журналистов. Возникает вопрос – почему?
Или взять, набившую оскомину, тему
строительства соборной мечети в Симферополе. Крымский парламент поддержал
решение о строительстве мечети и поручил Симферопольскому городскому
Совету определиться с выбором места
строительства, учитывая аргументы всех заинтересованных сторон и принять соответствующее
решение. Но какое решение он может принять, если муфтий Крыма в интервью
заявляет: мы будем строить там, где решили, в парке «Салгирка».
Надо понимать что «мы» - это муфтият и меджлис, которых абсолютно не волнует мнение власти,
обязанной принять решение в соответствии с законом. И что власть ответит
большинству своих избирателей, если ей ультимативным языком навязывают принятие
фактически уже принятого решения? Это еще один вопрос, к нам депутатам.
Иногда у меня складывается впечатление,
что татары Крыма уже давно живут в своем собственном национальном государстве,
и их как-то мало волнуют законы Украины. Они уже давно имеют свою собственную
национальную власть – курултай и меджлис, решения которого значат для них
больше чем закон.
Они пользуются особыми национальными
льготами, как пострадавший народ, получают финансовую помощь от государства и
международного сообщества, не только для личного обустройства, но и в сферах
образования, культуры, спорта, здравоохранения, вероисповедания. Большинство
жителей Крыма с пониманием относятся к государственной поддержке вернувшегося
народа, но только не может понять, почему вместо благодарности власть и
государство получают регулярно организованные массовые «акции протеста»?
Причем, с нарушением закона и преступными действиями, которые будоражат все
крымское общество и ставят под угрозу курортный сезон в автономии, основный
источник крымского бюджета, да и финансовых доходов самих татар.
В этом зале вряд ли найдется хоть один
человек, который сказал бы открыто, что он за эскалацию межнациональной
напряженности, против межэтнической стабильности, и выступает за провоцирование
ситуаций, приводящих к конфликтам между славянами и татарами. Таких нет. Но нет
также и систематической работы, особенно в молодежной среде, по предотвращению
выше названных негативных явлений, как со стороны славянских, так и татарских
организаций, и как это ни печально, со стороны власти. Если исполнительная
власть в лице Совета Министров Крыма инициирует и проводит сходы в местах
компактного проживания татар, вникая в их проблемы и пытаясь решить, то
представительная власть в лице нашего парламента, особенно комиссии по
межнациональным отношениям, эти проблемы не изучает и работы по предотвращению
конфликтов не ведет. Думаю, что подобная самокритика будет полезна всем нашим
депутатам, в том числе и коллегам - представителям татарского народа.
Жители Крыма, независимо от
национальности, действительно хотят жить в мире и спокойной обстановке, без
национальных самосудов и побоищ, чувствуя гарантию собственной безопасности и
защиты со стороны закона и власти. А преступники, они всегда останутся
преступниками, какой бы народ они не представляли, и не надо их защищать, поскольку
для них наказание одно – сила действующего закона. Это единственная гарантия
межнационального мира и стабильности в Крыму, который все жители автономии
считают общим домом, а не отдельной национальной квартирой.
|