ПОЧЕМУ РУССКИЙ ФАКТОР СТАЛ В КРЫМУ ВТОРОСТЕПЕННЫМ?
Этот вопрос волнует не только политиков,
но и всех мыслящих русских людей в Крыму и за его пределами. Почему русский
фактор еще десять лет назад имел на полуострове решающее влияние, и с ним
считались не только в Киеве, но и в международном сообществе, в ельцинской
России. Именно он привел к власти первого и единственного Президента Крыма Юрия
Мешкова и большинство крымского парламента,
прошедшего под флагами блока «Россия».
Политическое банкротство этого блока и его
лидеров привело к потере государственной самостоятельности Республики Крым,
Конституции от 6 мая 1992 года, которую уже никто ныне не вспоминает, права
принимать законодательные акты и иметь особые полномочия в отношениях с
официальным Киевом. Сегодня многие с усмешкой говорят, что автономная
республика имеет меньше полномочий, нежели иная область Украины. В Киеве с
удовольствием ликвидировали бы Автономную Республику Крым, как реликт
советского периода, но тут уже вступает в действие не русский, а
крымско-татарский фактор, который стремится доказать всем, что автономия должна
быть исключительно национальной. Если такое произойдет, то здравомыслящие
политики в Украине понимают, что на полуострове незамедлительно обострятся
межнациональные отношения и межэтнический конфликт может стать реальностью.
Поэтому ликвидировать территориальную
автономию в ближайшие годы никто не будет, чтобы не нарушать межнациональную
стабильность, но уступки крымско-татарским политикам будут делаться постоянно.
А вот с русскими людьми на полуострове вряд ли будут считаться, потому что две
организации «Русская община Крыма» и «Русское движение Крыма», ныне
договорившиеся объединиться в «Русский блок Крыма», считающие себя единственными
носителями «русской идеи», ни их руководство, авторитетом у официальных властей
Крыма и Украины не пользуются. И даже попытки представить себя самыми массовыми
и значительными, положительного результата не имеют.
Можно собрать пикет из ста-двухсот
человек, можно за три гривны прикупить молодежь с повязками на голове, можно
оплатить автобусы за российские деньги и привезти тысячи две человек из
регионов, но от этого русским людям легче не станет – с ними как не считались,
так и не будут считаться. Это будет до тех пор, пока не оформится настоящая
русская национальная организация, которая в существующих правовых условиях
Украины, сможет конструктивно работать с действующей властью, не разыгрывать
роль фальшивой оппозиции, а конкретно помогать русским людям в Крыму, защищать
их права и интересы. Мало того, эта организация должна предложить русскому
большинству цели и задачи, которые будут не популистскими, а реальными. Эта
организация должна найти общий язык с авторитетными партийными организациями,
другими национальными общинами и их лидерами, и только тогда можно надеяться,
что русский фактор вновь обретет значение и политическую весомость.
Любая попытка спекулировать на русской
идее, прикрываться громкими фразами о защите русского языка и создании
российско-союзного государства на базе Союза России, Украины и Белоруссии,
ничего хорошего русским людям не принесет. В период выборов такие лозунги
эксплуатируют многие политические силы, но, почему-то оказавшись в структурах
власти, они вообще забывают о существовании русских людей в Крыму и Украине.
Как правило, никакой русской национальной
идеологии у таких организаций и политических сил нет, мало того, даже
определение «русский человек» в их уставных документах носит интернациональный
характер, когда русским может считать себя представитель любой другой нации или
народа, будучи воспитанный на русской культуре и имеющий «русский менталитет».
В этом нет ничего предосудительного, так
же как многие русские люди, воспитанные в другой этнической среде или принявшие
иную веру, а не православие, считают
себя принадлежащим к другому народу. Но это большая редкость и исключение. Зато
в советский период очень многие приобщили себя к русскому народу, поскольку
воспитывались на русском языке и русской культуре, жили в русской этнической
среде, и даже попадая за границу, называли себя «русскими».
Поэтому русским людям очень важна
национальная самоидентификация, потому что без этого русская национальная
община никогда не состоится, ни в регионах, ни в масштабах всего Крыма.
И
очень важно разделить понятия «русский человек» и «россиянин», что в понимании
многих крымских жителей является синонимами. Это не так, и кому-то выгодно,
чтобы эти понятия путались. Так удобней использовать «российскую идею»,
приверженцами которой является большинство населения Крыма, независимо от национальности,
особенно в период выборов.
Русским людям в Крыму необходимо понять,
что мечта о России закончилась вместе с банкротством блока «Россия». И не их
вина, что Крым оказался не нужен ельцинской России, а Украина, став суверенной
«приватизировала» хрущевский подарок, вместе с русским населением. Сегодня
новые политические и национальные условия, с которыми русским людям необходимо
считаться, отвергая устаревшие политические догмы, считаться, чтобы выжить и сохранить
себя как нацию, как самостоятельную и самобытную этническую группу на
полуострове. Иного пути нет. Только так можно достигнуть русского национального
единства, только так можно вернуть в официальную политику значение и авторитет
русского фактора. Только так можно рассчитывать на оказание серьезного влияния
во взаимоотношениях Украины и России, двух братских славянских государств,
которые рано или поздно найдут пути к равноправному объединению во всех сферах
экономической и политической жизни.
Сергей
Шувайников
2001
год.
|